Яна Джангирова: "Судьбу не обыграть. Согласна на ничью"

Автор:
Дата публикации:
Дополнено:
Опубликовано в Люди

Яна Джангирова«Можно ли сказать обо всем на свете одной фразой? Поверьте, можно. Самые судьбоносные слова на свете (чего бы они ни касались) можно уместить в одном предложении: «Я люблю/не люблю тебя», «Я ухожу от тебя», «Уже ничего нельзя сделать», «У тебя есть еще один шанс» и т.д. Все остальное – это лишь фон…» – так считает наша сегодняшняя гостья Яна Джангирова.

Яна – мастер слова. Именно «мастер». Она знает и любит Слово. Она долго и кропотливо трудиться над ним, придает ему форму, блеск, эмоцию, остроту. Она умеет подружить слова между собой – и уже поверить сложно, что они могли звучать в других сочетаниях!

Джангирова владеет словом во всех его проявлениях: публицистика, фельетоны, художественная проза, поэзия… Но любимый «конек» Яны – афоризмы. Как она сама говорит, «это жанр для умных и ленивых или нетерпеливых и талантливых». Познакомиться поближе с нетерпеливо-лениво-талантливой Яной Джангировой мы и предлагаем вам сегодня.

Яна Джангирова– Яна, расскажите о себе. Чем и для чего живете?

– Это мне сразу напомнило афоризм: «Расскажите о себе. Впрочем, не будем о грустном». На самом деле, я не очень люблю рассказывать о себе лично, тем более что многие факты биографии и так всплывут в процессе нашего разговора. Чем живу? Наверное, тем же, чем и все: затяжными буднями и редкими праздниками, неожиданными удачами и постоянными преодолениями, реализованными планами и несбывшимися мечтами. Для чего или для кого… Могу сказать одно: не только для себя, это абсолютно точно. Я не из тех людей, которым вполне достаточно своего собственного присутствия в этом мире.

– Когда Вы начали писать?

– Первые рассказы появились лет в 17. Я писала их «в стол» и почти никому не показывала, но, к сожалению, по глупости они потом пропали. И вот несколько лет назад я решила их восстановить по памяти, но уже написать исходя из своего теперешнего понимания и восприятия жизни, как это ни пафосно прозвучит. Что касается стихов, то я никогда не позиционировала их как поэзию. Это не стихи, это просто чувства, облеченные в слова. А первые афоризмы появились позже, когда я уже активно работала в журналистике.

– О чем мечтали в детстве?

– У меня не было конкретной мечты, но еще с детства я очень любила придумывать и обыгрывать в уме различные ситуации. Я выстраивала целые сюжеты с участием сначала вымышленных героев, а потом и реальных людей. Это, видимо, и вылилось впоследствии в умение писать о том, чего со мной в действительности не было, но вполне могло быть.

Джангирова Яна– Как появились первые афоризмы?

– Совершенно случайно. Как-то, в связи с одной жизненной ситуацией, в голову пришла лаконичная и очень точная фраза, которая меня рассмешила. После этого стоило мысли за что-то «зацепиться» – и такие фразы стали рождаться регулярно. С какого-то момента я начала их записывать, просто чтобы не забыть, а потом решила отнести в популярный в Армении еженедельник «Эфир», где была рубрика авторских афоризмов. Их не только напечатали, но и предложили приносить подборки регулярно, за что я очень благодарна, потому что это стало хорошим творческим стимулом. Так у меня появилось занятие, которое и спустя столько лет является моей отдушиной.

– Афористика – сложный жанр?

– Самый сложный! По просьбе одного журнала я написала эссе на тему, что афоризм – это жанр для умных и ленивых, но это, конечно, шутка. На самом деле, если быть умным, но ленивым (имею в виду леность ума), то ничего не получится.

– Сегодня афоризмы очень часто используются в качестве статусов на личных профилях в соцсетях. Может ли это повлиять на популярность этой формы литературы?

– Однозначно может, и уже повлияло. Меня это очень радует, и я только приветствую, когда афоризмы используются в качестве статусов. Даже если это всем известные фразы, лучше лишний раз их вспомнить, чем читать, кто что съел на обед и когда проснулся.

– Не беспокоит ли Вас тот момент, что, становясь популярным в сети, афоризм или рассказ очень часто теряет свое авторство?

– Очень беспокоит – если бы вы знали, сколько раз мне проходилось с этим сталкиваться. Особенно это касается афоризмов – в лучшем случае, обнаружишь на каком-нибудь ресурсе без подписи, но бывает, когда люди ставят под ними свое имя. Очень забавно читать комментарии к этим афоризмам, где очень хвалят «автора», а он благосклонно все это принимает. Конечно, мне приходится вступать в переговоры с этими новоявленными «соавторами», но вы же понимаете, что все отследить невозможно.

Джангирова Яна– Вы занимаетесь журналистикой, пишете стихи и художественную прозу, формулируете афоризмы… Где работа, а где хобби, если есть такое распределение?

– Конечно, такое распределение есть. Проза и афористика изначально были только хобби. Журналистика долгое время была основным занятием, хотя после того как я получила второе высшее образование, у меня появилась и другая работа, не связанная с творчеством. Из-за такого разделения на обязательную и любимую работу у меня никогда не было внутреннего дискомфорта. Я знаю, что лучше всего в жизни умею писать тексты – и длинные, и короткие, всего в одну фразу. А если любимое занятие не приносит материальных благ, как это часто бывает, то нужно изыскивать возможности, чтобы обеспечивать стабильную базу, и продолжать писать в свое удовольствие.

– Говорят, без опыта глупости любая мудрость фальшива. Справедливо ли это утверждение для Вас? Можно ли сказать, что каждый ваш афоризм – следствие пережитого?

– Если речь идет о так называемой житейской мудрости, то я с вами соглашусь. Что касается лично меня, то в афоризмах я больше всего люблю юмор и иронию, поэтому даже если это пережитое, то я стараюсь не нагнетать трагизма. Естественно, не над всем можно иронизировать, но в любом случае это не должно быть слишком тяжеловесным и поучительным. Вот к прозе у меня кардинально противоположное отношение и совсем другой подход – здесь мне совсем не хочется шутить и упрощать себе задачу.

– Ваше творчество автобиографично?

– Да, среди рассказов есть и автобиографичные. Хотя обычно я не описываю в точности события, которые со мной происходили – я обыгрываю мысли, ощущения и эмоции, с чем-то или кем-то связанные. Причем стараюсь абстрагироваться от себя, поэтому я не люблю персонализировать своих героев, и моя бы воля, я бы вообще не использовала имена.

Джангирова– Что дарит Вам вдохновение?

– Спокойствие и гармония с собой, как это ни странно прозвучит. Считается, что источником вдохновения должны быть сильные эмоции или глубокие переживания, но я абсолютно теряю желание и способность что-то писать, находясь в эмоционально нестабильном состоянии. Даже если это состояние влюбленности, когда, по идее, должен наступать творческий расцвет.

– У вас очень красивый и богатый русский язык… Вам хочется писать именно на русском?

– Я родилась в Ереване, всю жизнь здесь живу и, конечно, владею армянским языком, но думаю, «чувствую» и пишу я на русском. Дома у нас всегда звучала только русская речь, я окончила русскую школу и факультет ЕГУ «Русский язык и литература», так что, как Вы понимаете, все закономерно.

– Легко ли Вам пишется или все-таки есть «муки творчества»?

– Откровенно говоря, муки и творчество для меня не очень совместимые понятия. Если уж я пишу, то обычно это получается легко и с удовольствием, иначе лучше оставить это на потом. Как-то в разговоре с одним литературным «гением» я услышала фразу: «Представляешь, я сегодня не написал ни строчки!» Это мог сказать каменщик, которому в день нужно выкладывать два ряда кирпичей. Конечно, сложнее всего придумывать афоризмы, а точнее – выкристаллизовывать мысли, ведь здесь должно быть 100%-ное попадание.

– Есть ли какая-то «формула» создания афоризма?

– Для начала должна родиться мысль, на что может сподвигнуть все что угодно – от жизненной ситуации до прочитанной книги. Очень часто в голове начинает крутиться мысль, но у тебя никак не получается облечь ее в несколько слов так, чтобы не было ничего лишнего. То есть проблема не в отсутствии идей, а именно в техническом процессе их оттачивания. Иногда читаешь чей-то афоризм, вроде мысль хорошая, но сказано так, что лучше бы промолчал. Я предпочитаю как раз промолчать, и в результате почти на каждый афоризм приходится 2-3 «зачатых», но так и не рожденных.

– Если бы Вы брали интервью у самой себя, о чем бы вы себя спросили?

– Мне тоже доводилось задавать этот вопрос людям, у которых я брала интервью. Себя я могу спросить прямо и сразу о самом главном: «Ты счастлива?» Если отбросить всю мишуру, то сейчас я, пожалуй, отвечу – да.

Джангирова Яна– Наверное, у каждого человека в жизни бывает период, когда он пробует писать. Как отличить желание выговориться от желания говорить с читателем? Как понять, что стоит продолжать писать?

– Если вам нужно удостовериться в своей гениальности, то попросите друзей или знакомых высказать свое мнение. А если вы действительно хотите пройти проверку, то начните хотя бы участвовать в конкурсах, регулярно проводимых на литературных сайтах. Здесь никто не будет петь вам дифирамбы и делать поблажек, поэтому можно многое для себя понять. Просто одним нужно будет не отчаиваться, а другим – не утрачивать чувства реальности и не стремиться быть первым во всех жанрах, научившись складывать буковки в слова, а слова – в предложения.

Я считаю, что и будучи талантливым музыкантом, вы не можете одинаково виртуозно играть на виолончели, фортепиано и ударных инструментах, даже если вам аплодируют. Как и в музыке, здесь надо найти свой инструмент и свою нишу, но далеко не все могут удержаться от соблазна считать себя человеком-«оркестром». То есть, во-первых, должны быть способности (сознательно не употребляю слово «талант»), и во-вторых, обязательно должна быть внутренняя этика и своя собственная цензура. Очень забавно видеть представителей пишущей братии, которые везде и в разных ипостасях, но как творческие единицы они уже себя потеряли и обесценились. Я, например, даже после выпуска книги сознательно отказалась стать членом Союза писателей Армении.

– Почему?

– По той же причине – надо адекватно себя оценивать. Мои рассказы тоже участвовали в литературных конкурсах и дважды становились победителями из более сотни (!) представленных работ, но от этого я не стала считать себя писателем. Я журналист до мозга костей и человек, довольно известный в афористике. Но я не хочу, написав несколько рассказов, гордо вливаться и в ряды писателей, хотя в наше время кого в них только нет. Все же звание «писатель» для меня нечто большее, и к настоящим прозаикам я отношусь с огромным пиететом.

– Если бы Вы работали издателем, какие книги вы бы печатали, а какие нет?

– Если бы я была издателем, то печатала бы все книги, вне зависимости от личных предпочтений. Я считаю, что любой литературный труд должен увидеть свет, а читатели сами разберутся, интересно им это или нет. Но при таком подходе мое издательство быстро вылетело бы в трубу, поэтому эту работу лучше мне не доверять.

– Если можно, поделитесь, пожалуйста, планами на творчество, жизнь.

– Планы на творчество пока долгосрочные. Хотелось бы выпустить еще один сборник афоризмов, но уже полный, потому что для первой книги я сделала очень жесткий отбор. Потом слышала нарекания от людей, хорошо знакомых с моими афоризмами, которые не нашли в книге их «самые любимые». На основе одного из моих рассказов был написан сценарий фильма известной в Санкт-Петербурге писательницей, драматургом и сценаристом. Просто арт-хаусные фильмы некоммерческие, и пока дело застопорилось, но может, и этот проект когда-нибудь удастся реализовать. А планы на жизнь будут корректироваться в зависимости от желаний и возможностей.

Главное, чтобы эти коррективы не диктовались обстоятельствами, а все остальное – это в наших руках!

Общалась Наталья Бардалым

Оцените, пожалуйста, статью
Поделитесь ссылкой в соцсети

Читайте также...

Отекают ноги: причина и лечение

Отекают ноги: причина и лечение

Отёки ног – довольно частое явление, от которого страдают в основном женщины и полные люди. Это неприятно как само по себе, так и потому, что может яв...

Читать далее...
Как отрастить брови в домашних условиях: бабушкины рецепты и советы бьюти-специалистов

Как отрастить брови в домашних условиях:…

Брови формируют выражение лица, создают общий образ. Мало кто заметит, что вы подправили форму бровей, но все отметят, что вы стали более кокетливой, ...

Читать далее...
Самые актуальные костюмы на Хэллоуин 2016

Самые актуальные костюмы на Хэллоуин 201…

Как одеться на Хэллоуин, чтобы всех удивить Хэллоуин – праздник, которого любители удивлять, шокировать и эпатировать ждут с особым нетерпением. Ведь...

Читать далее...
Как выглядеть на миллион?

Как выглядеть на миллион?

На улице часто вижу не очень симпатичных девочек, но выглядят они ухоженно, дорого... Я считаю себя симпатичной девушкой, но средств, чтобы красиво од...

Читать далее...
Возрастной макияж – как краситься после 40-50

Возрастной макияж – как краситься после …

Переступив сорокалетний рубеж, многие женщины начинают борьбу с признаками старения: спортзалы, диеты, дорогие кремы, а иногда и услуги пластических х...

Читать далее...
Как сделать маскарпоне в домашних условиях: 7 лучших рецептов

Как сделать маскарпоне в домашних услови…

Как сделать домашний сыр маскарпоне – этот вопрос рано или поздно интересует каждого кулинара, который желает сэкономить и поэкспериментировать. Сраз...

Читать далее...
Фурункул в домашних условиях

Фурункул в домашних условиях

Крайне неприятное явление – фурункул. Болезненное, унизительное и очень опасное. Особенно, если фурункул появился, например, на губе. В этом случае пр...

Читать далее...
«Моя дочь меня ненавидит…»

«Моя дочь меня ненавидит…»

Здравствуйте! У меня такая беда: моя дочь меня ненавидит. Она уже не раз говорила мне об этом в глаза. Мы живем вдвоем в однокомнатной квартирке, поэт...

Читать далее...
Комната без окон – интерьерное решение

Комната без окон – интерьерное решение

В некоторых домах есть комнаты без окон, и это поначалу создаёт некоторые неудобства, так как длительное пребывание в помещении без источника естестве...

Читать далее...

Комментарии  

 
0 # есть вопросКарина 06.07.2014 23:49
Яну я знаю по Эфиру. Всегда с удовольствием читала её афоризмы и статьи. Запомнилась юмором, острым умом и необычной фамилией. Хотелось бы знать откуда такая фамилия, если не секрет.
Желаю вам, Яночка, всего самого наилучшего,
радости и удовлетворения в творчестве !
Карина.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Открытие!Василий 03.12.2012 21:15
Умничка,Наталоч ка! Хорошее,насыщен ное и интересное интервью получилось.
Очень приятно было открыть для себя Яну Джангирову)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # kommentЛусине 28.11.2012 18:22
Всегда с удовольствием читаю Яну Джангирову, люблю людей с определенной жизненной позицией! Мне очень нравится Ваш стиль, близок образ мышления и аддекватность, это очень важно в наше время. Получила удовольствие и от интервью! Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # RE: kommentЯна Джангирова 28.11.2012 21:04
Лусине, спасибо Вам большое за теплые слова -) Мне приятно это слышать -)
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Супер!!!Артур 27.11.2012 14:03
Отличное интервью!!!
Наталка, как вам удалось «раскрутить» Яну на разговор, раскройте секрет? 8) Я знаю, что это не так просто ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # =)Наталка 28.11.2012 11:49
Правда? Значит, мне повезло?!
Яна очень великодушно пошла мне навстречу, с пониманием и терпением отнеслась к "интервью в переписках", за что ей еще раз огромное спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Спасибо!Яна Джангирова 27.11.2012 10:06
Спасибо большое за интересные вопросы и приятное общение! )
С самыми наилучшими пожеланиями!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
Загрузка...